"
"

Ресурсы

Создание полезных ассоциаций

22.02.2016

Главной задачей учителя является создание полезных ассоциационных систем в уме ученика. Это определение шире того, которое я дал вначале. Но если принять во внимание, что процессы ассоциации — чем бы они ни были сами по себе — при нормальном порядке вещей переходят в приобретенные реакции или действия, то надо признать, что обе формулы в общем выражают одну и ту же совокупность фактов.

Раз усвоив принципы ассоциации, можно объяснить поразительное множество душевных процессов. Великая задача, которую теория ассоциаций взялась решить, гласит: почему в настоящий момент в моем уме возникает именно это определенное поле сознания именно в этом определенном составе? Будет ли это поле состоять из воображаемых, припоминаемых или непосредственно воспринимаемых объектов, будет ли включено в него действие, на которое мы решились, — во всяком случае, расчленяя его на части, можно показать, что эти части вызваны на основании того или другого закона ассоциации частями тех полей, которые непосредственно перед тем были в нашем сознании. Эти законы управляют умом: изменчивый интерес отклоняет его то туда, то сюда, а внимание, как мы дальше увидим, дает ему направление, чтобы он не метался слишком хаотично из одной стороны в другую.

Возьмем для примера следующий случай. Меня волнует вопрос о завещании моего умершего родственника, и для того, чтобы рассеяться, я декламирую стихотворение Теннисона «Locksley Hall». Завещание остается у меня в уме на заднем плане, на самом краю или даже за краем поля моего сознания; стихотворение совершенно отклоняет мое внимание от него, пока я не дойду до стиха: «Я, наследник всех времен, в передних рядах времени». Слова «я, наследник» моментально образуют связь с оттесненной на край мыслью о завещании; последняя, в свою очередь, заставляет мое сердце усиленно биться в ожидании возможного наследства, так что я бросаю книгу и начинаю возбужденно ходить по комнате, следя за проносящимися в моей фантазии картинами будущего счастья. Каждая часть поля сознания, с которой связано больше возможных эмоциональных возбуждений, может таким образом быть вызвана к деятельности и занять господствующее положение. Интерес, капризно перебегающий с одного предмета на другой, все время отклоняет поток сознания в разные стороны, и наша душевная жизнь идет зигзагами, подобно искрам в горящей бумаге.